В конце 13 века английский король Эдуард I воспользовался династическим кризисом в Шотландии, чтобы распространить свою власть на северного соседа. За считаные месяцы войска Эдуарда оккупировали страну, а местная знать принесла ему присягу, однако мелкие феодалы подняли всенародное восстание. В конечном счёте северянам удалось отстоять свою независимость — после двух кровопролитных войн, растянувшихся на пятьдесят с лишним лет. Но цена свободы могла оказаться не столь высокой, если бы не соперничество шотландских аристократов, которые в поисках личной выгоды порой даже выступали заодно с англичанами.
«За Шотландию!» — настольная игра, участники которой возглавляют шотландские кланы перед лицом английского вторжения. Игроков объединяет общая цель — остановить Эдуарда, — ради достижения которой они собирают войска и отправляют их на поле боя. Однако в конце партии, когда война закончится, новым королём скоттов и победителем в игре станет только один из соперников — самый богатый, а вовсе не самый доблестный. Поэтому игроки стараются вести освободительную войну экономно и даже ухитряются на ней зарабатывать, в том числе перебегая на сторону противника — ведь деньги, как известно, не пахнут.
В начале игры участники выбирают кланы, за которые будет выступать: Бьюкененов, Дональдов, Коминов, Макеев или Маклаудов. Каждый игрок получает 4 золотых и 4 отряда, а также компоненты своего клана: планшет для хранения личных войск и денег, поле, куда будет выкладывать отправленные в бой отряды, и два жетона выбора — с английской короной и шотландским беретом. Посередине стола располагается общее игровое поле с Путём поражений, на котором отмечают продвижение войск Эдварда. Кроме того, на поле выкладывается колода из семи карт английских войск, карты кинжалов и волынок. Кинжалы выдаются игрокам за предательства. На каждой такой карте изображено до трёх клинков, и чем больше их наберётся у клана к концу партии, тем ниже его шансы на победу. А волынки — это карты особых действий, которыми можно воспользоваться в разные моменты игры.
В начале раунда открывается верхняя карта английских войск. На ней указано, с чем предстоит столкнуться шотландцам на этот раз: сила англичан, награда для участников битвы и особые правила, действующие на протяжении этого раунда. Затем соперники совершают действия. В свою очередь игрок должен пополнить ряды одним из четырёх способов: взять себе 1 золотой либо 2 отряда, купить 4 отряда за 1 золото, или же выложить по 1 отряду на поле каждого клана, а также на общее поле Шотландии. Кроме пополнения, игрок может (но не обязан) отправить в поход сколько угодно своих отрядов, переложив их с планшета на клановое поле. Когда все действия выполнены, каждый участник решает, кого он будет поддерживать в этом раунде: шотландцев или англичан. Суммарная сила верных Северу отрядов сравнивается с силой английских войск, к которой прибавляются отряды перебежчиков, а затем все участники сражения получают награду.
Вознаграждение сторонникам Шотландии зависит от того, победили они англичан или проиграли. В первом случае верные кланы берут по карте волынок, во втором — по одному отряду. Кроме того, на карте английских войск указано, сколько золота получают шотландцы при победе и поражении. Перебежчики получают карты кинжалов и забирают свои деньги при любом исходе сражения — однако чем больше кланов поддержит Эдварда, тем меньше золота достанется каждому из них.
Обычно игра заканчивается после седьмого раунда, когда разыграны все карты английских войск. Соперники подсчитывают клинки на своих картах кинжалов, и если при этом кто-то слишком сильно вырвался вперёд, он уже не может претендовать на победу. Самый богатый из оставшихся игроков становится победителем. Но партия может завершиться и раньше — если англичане четырежды одержат верх над шотландцами. В этом случае национальным героем и победителем становится тот, кто набрал меньше всего кинжалов.
Настольная игра «За Шотландию!» основана на ситуации, известной как дилемма заключённого. Для победы игрок должен встать на сторону общего противника, но если предателей окажется слишком много, они останутся в проигрыше. Участникам игры неизбежно придётся выступать не только за Шотландию, но и против неё, — по-другому здесь не выиграть. А чтобы выбрать правильный момент для своего предательства и получить из него наибольшую выгоду, понадобятся не только расчёт и тактика, но и умение догадаться о планах соперников.